В память о наших предках, за будующее наших детей.

Летом 2005 года в краткой телевизионной информации прозвучало сообщение, которое возможно еще до сих пор кем-то может восприниматься неоднозначно. Острову Расторгуев в Карском море было возвращено его историческое, первоначальное имя - остров Колчак, названный в честь выдающегося русского полярного исследователя - океанолога, гидрографа Александра Васильевича Колчака.

А. В. Колчак родился в ноябре 1874 года. В 20 лет окончил Морской кадетский корпус, был произведен в мичманы (первый морской офицерский чин с золотыми погонами). Проходил службу на крейсере «Рюрик», броненосцах «Полтава» и «Петропавловск». В 1898 году произведен в лейтенанты, а в 1900 году командирован в экспедицию Императорской академии наук на поиск Земли Санникова.

Так начиналась карьера молодого еще исследователя Арктики. Руководителем этой Российской полярной экспедиции был геолог - барон Э. В. Толль. Лейтенанту Российского флота

А. В. Колчаку - второму офицеру шхуны «Заря» вменялось в обязанность проведение гидрологических, гидрохимических, топографических и магнитных исследований.

Отплытие шхуны «Заря» состоялось 21 июня 1900 года из Петербурга. В состав экспедиции входили офицеры, ученые и команда. Уже по пути, в Екатерининской гавани, на судно погрузили 60 ездовых собак из Восточной и Западной Сибири. «Заря» уходила на поиски легендарной Земли Санникова, вот уже около ста лет ускользающей от исследователей, до сих пор еще не открытой. Это была первая арктическая экспедиция лейтенанта А. В. Колчака.

6     7

Эти небольшие строки начала биографии молодого офицера, гидрографа А. В. Колчака, впоследствии прославившего свое имя большими научными трудами в деле изучения Северных морей - полярного исследо-вателя, адмирала, политического и военного деятеля, взяты из увлекательной, интереснейшей книги В. В. Синюкова «Александр Васильевич Колчак: от исследователя Арктики до Верховного Правителя России».

Автор книги показывает сложную судьбу человека - патриота России, отдавшего жизнь бескорыстному служению Отечеству. До последнего дня сохранившего честь и достоинство русского офицера. Северный морской путь - это кратчайшее расстояние из Европейской части России до Владивостока. На этом пути по тем временам возникали очень сложные препятствия. Изучению состояния льдов на этом пути была посвящена основная научная работа А. В. Колчака - «Лед Карского и Сибирского морей». В этой книге - результаты наблюдений, проведенных в экспедиции (1900-1902 гг.), и экспедиции по спасению Э. В. Толя, которую ор-ганизовал и блестяще провел А. В. Колчак (1903-1904 гг.).

Интерес к этой части территории России сохранился и поныне. Природные богатства Крайнего Севера еще до сих пор не нашли своего полного использования. Природные ресурсы Арктики и Заполярья привлекают все большее внимание людей и будут приобретать все большее государственное значение.

За сто лет, прошедших с тех отважных и далеких от нас экспедиций, изменилось многое, но остался дух преемственности поколений, которые, накапливая опыт проведения исследований в высоких широтах Арктики, используют все новые технические достижения. Продвигаются по труднодоступным и все еще недостаточно изученным просторам Белого безмолвия Арктики.

Экспедиционный центр «Арктика» Русского географического общества РАН, начиная с 2000 года проводит многолетнюю поэтапную арктическую экспедицию по периметру Ледовитого океана - «Полярное кольцо». Впервые с помощью наземных технических средств - вездеходов на шинах низкого давления. Проведены три этапа прохождения труднодоступных тундровых участков Заполярья, а также маршруты по льдам Карского моря и моря Лаптевых с выходом за 80 с. ш. в районе Северной Земли. Эти этапы предусматривали испытания вездеходов в труднопроходимых, торосистых участках Северных морей, преодоление на этих машинах, обладающих плавучестью, водных пространств, образующихся во время подвижки льда. После доработки конструкции вездеходов в 2007 году планируется проведение самого сложного этапа этой экспедиции - прохождение маршрута от мыса Арктический (Архипелаг Северная Земля) через точку Северного полюса к Гренландии и завершением этапа в Канаде на о. Бенетта.

Автор этой статьи принимал участие в двух этапах экспедиции «Полярное кольцо 2004-2005 гг., представляя в экспедиции «Клуб любителей ездовых собак «Северный Ветер». Идея работы с ездовыми собаками для участия в дальних северных экспедициях возникла не сразу, а по мере роста «Клуба», увеличения его состава, наращивания количества собак, приобретения опыта работы с ними. Начиная с конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, в Центральном регионе России, а именно в Москве, стали появляться привозные из-за рубежа ездовые собаки - Сибирские Хаски - сильные, выносливые собаки, приспособленные к выживанию и работе в сверхтрудных климатических условиях Севера.

Поразительна выносливость этих собак, унаследованная от российских, чукотских, якутских, калмыцких. Способность преодолевать в сутки расстояния до 120 км со средней скоростью в зависимости от условий рельефа от 10 до 20 км. в час, со значительным грузом, позволила посмотреть на них не только как на спортивных собак, участвующих в скоростных гонках, но и как на вполне пригодных для участия в длительных экспедициях в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Клубом «Северный Ветер» было взято направление на подготовку молодежной команды г. Пушкино к участию в дальних экспедициях и как высшую цель -переход с упряжками ездовых собак к Северному Полюсу. Одним из этапов подготовки к таким экспедициям молодежной команды г. Пушкино станет предстоящий переход с упряжками ездовых собак по периметру одного из самых больших искусственных водоемов Европы - Рыбинскому водохранилищу, проведение которого планируется в январе-феврале 2006 года.

Невозможно переоценить роль северных ездовых собак. С их участием совершались многие географические открытия, обследовались труднодоступные участки нашей планеты. Воистину, земля Рос-сийская прирастала благодаря помощи собак в продвижении первопроходцев вплоть до Аляски. Работали ездовые собаки и в экспедициях Э. В. Толя и А. В. Колчака.

Воздавая дань мужеству первопроходцев Арктики, Клуб любителей ездовых собак «Северный Ветер» посвящает свой переход по Рыбинскому морю памяти выдающегося исследователя Северного морского пути, русского офицера А. В. Колчака, внесшего свой научный вклад в изучение Арктики и положившего свою жизнь на алтарь служения Отечеству.