Участник экспедиции "Полярное кольцо"

В октябре 2003 год телекомпанией Rambler был объявлен международный интернет-конкурс телезрителей на участие в проводимой экспедиционным центром «Арктика» кругосветной экспедиции по побережью Северного ледовитого океана, проходящей с 2002 года по 2005 год в три этапа. В составе экспедиции было одно вакантное место для победителя конкурса. В результате трехмесячного отбора телезрителями, право на участие в этой экспедиции было отдано руководителю детского спортивного «Клуба любителей ездовых собак «Северный Ветер» - Помелову В. И.

В марте 2004 года должен был начаться второй этап перехода на вездеходах от Салехарда к островам Северной Земли и далее через Северный полюс в Канаду. Вездеходы прибыли в Москву со значительным опозданием и старт переходу был дан в Салехарде только 12 апреля. Четыре колесных полноприводных вездехода специальной конструкции с колесной формулой 6 х 6 на шипах со сверхнизким давлением, позволяющих проходить самые невообразимые снежные и ледовые препятствия, преодолев около пяти тысяч километров в условиях высокоширотной Арктики, пройдя от устья Оби по Обской губе вдоль полуострова Ямал, далее по льдам Карского моря до архипелага Северная Земля, обогнув его выше 80-ой широты и пройдя восточной стороной архипелага по морю Лаптевых, преодолев еще один из сложных участков пути – пролив Валькидского и выйдя на мыс Челюскина, прошли арктическим побережьем России до п. Диксон, где практически было замкнуто кольцо второго этапа экспедиции.

Впервые с помощью наземных средств транспорта был преодолен экспедиционный маршрут наивысшей категории сложности. Экспедиция доказала, что использованный вид вездеходов обладает неоспоримыми преимуществами перед другими наземными видами транспорта, применяемыми на Крайнем Севере. Новые машины отличаются от существующих видов наземных вездеходных транспортных средств сверхнизким уровнем давления на почвенный слой, обеспечивая самую минимальную нагрузку на легкоранимую поверхность тундровой почвы. Машины обладают высокой проходимостью, способностью преодолевать водные преграды на плаву, обеспечивают условия, необходимые для жизнедеятельности экипажа в экстремальных условиях высокоширотной Арктики. Одной из целей участия «Клуба «Северный Ветер» в экспедиции «Полярное кольцо-2004» было продвижение идеи развития спорта с ездовыми собаками в районы Крайнего Севера России. Однако, не имея реального представления о положении дел на местах, трудно было что-либо даже планировать для осуществления этой идеи.

Экспедиция позволила воочию увидеть состояние дел с ездовым собаководством на нашем Севере, познакомиться с людьми, заинтересованными в поддержке планов «Клуба любителей ездовых собак «Северный Ветер». Завязались отношения по сотрудничеству с заповедником «Большой Арктический», с администрациями поселков и командованием пограничных застав, через которые проходил маршрут экспедиции. Впереди большая и трудная работа. Но члены «Клуба «Северный Ветер» надеются на успех своего дела. Тем более, что мы не одиноки в наших устремлениях. Огромную поддержку в наших делах нам оказывает администрация Пушкинского района, Комитет по делам молодежи, компания «Люксойл», обеспечившая экспедицию «Полярное кольцо» горюче-смазочными материалами, прошедшими успешные испытания в арктических широтах.

Экспедиция состоялась, она внесла бесценный вклад в этапе освоения Арктики новыми средствами транспорта. Но хочется отметить, что в экспедиции наряду с девятью членами команды, в которую входили водители-механики, кинооператор, фотограф, радист, участвовал представитель четвероногих из питомника «Северный Ветер» общепризнанный многими телезрителями красавец, щенок породы Сибирский Хаски – Таймыр. Не будем забывать и о таком средстве транспорта как упряжки северных ездовых собак, которые еще в состоянии быть нужными коренным народам севера и иметь прикладное спортивное значение в Центральном регионе России.

P. S. Северный Ветер Полюс был достигнут двумя выдающимися людьми: Фредериком Куком (1908 г.) и Робертом Пири (1909 г.) только благодаря использованию упряжек северных ездовых собак.

Помелов В.И.

  Скачать оригинал статьи (26,5 Кб)