В упряжке

«Впервые в Рыбинске...» - эти слова зазывно прозвучали накануне Рождества не для любителей театральных и цирковых представлений, а для жителей нашего города, интересующихся ездовым собаководством. Им предоставлялась возможность не только увидеть, но и самим попробовать управлять упряжкой собак. 5 января на площадь к Дворцу спорта «Полет» прибыл автобус марки ПАЗ с московскими номерами, в числе пассажиров которого были четвероногие помощники и настоящие друзья человека из породы Сибирская хаски.

Спортивный клуб любителей ездового собаководства «Северный ветер», базирующийся в зверосовхозе подмосковного Пушкино, официально зарегистрирован около двух лет назад.

А создаваться он начал с 1993 года по инициативе Виктора Помелова, который стал его руководителем.

- Одна из задач нашего клуба на сегодняшний день заключается в том, чтобы популяризировать этот вид спорта, - говорит он. - В Москве и Московской области нас уже хорошо знают и находятся люди, оказывающие реальную поддержку. В числе тех, кому не безразлична судьба клуба, мэр столицы Юрий Лужков. И нынешняя первая поездка за пределы Московской области стала возможна благодаря поддержке спонсоров. Цель - подготовка и организация пробега на ездовых собаках по маршруту «Золотое кольцо России».

Почему на нынешнем этапе подготовки выбран Рыбинск и его окрестности? Потому, что здесь одно из крупнейших в Европе водохранилищ, просторы которого почти идеально соответствуют условиям использования ездовых собак. Пока мы не можем себе позволить совершать дальние переходы. В Ярославскую область приехали на автобусе. А истинный маршрут пробега пролегал от Борка до Судоверфи. Дорогу по заснеженным просторам водохранилища протяженностью около четырех десятков километров прошли на четырех упряжках за пять часов. Сейчас можно сказать, что это стало началом по организации большого пробега, который планируем провести в будущем.

Показательные заезды собачьих упряжек, состоявшиеся на следующий день после пробега по водохранилищу, вызвали немалый интерес у рыбинцев. Кстати сказать, некоторые из наших земляков, а точнее члены туристского клуба «Стратим», приняли активное участие в подготовке и проведении пробега. Они охотно делились своими впечатлениями, а члены клуба «Северный ветер», в числе которых были и московские школьники, увлеченно рассказывали о своих питомцах, об особенностях использования собак в качестве тягловой силы в северных широтах, об овеянных романтикой произведений Джека Лондона увлекательных гонках на собачьих упряжках.

Оказывается, спортивная упряжка из десяти-шестнадцати собак оценивается не дешевле супермодного легкового автомобиля. В нашей стране этот вид спорта еще не получил широкого распространения. Кроме московского, существует еще три-четыре клуба любителей ездовых собак в областных и краевых центрах Сибири и Дальнего Востока. Масштабных гонок, подобных тем, в которой сравнительно недавно участвовал известный российский путешественник Федор Конюхов, у нас в стране не проводилось. Но опыт подобных соревнований имеется. Так, в 1996 году была гонка на собачьих упряжках по маршруту Москва-Санкт-Петербург.

Более близко россиянам использование четвероногих друзей в упряжи, как одно из направлений служебного собаководства. В северных широтах, где большой популярностью в последнее время пользуется снегоход «Буран», ездовые собаки еще пытаются конкурировать с техникой. Как и много лет назад на Крайнем Севере собаки перевозят грузы, почту, пассажиров. Упряжки в 10-12 собак способны везти нарты с грузом в 400-500 килограммов со скоростью 5 -7 километров в час. За сутки собачьи упряжки с грузом преодолевают 70-80 километров, а налегке - 150-200 километров.

По мнению Виктора Помелова, в Рыбинске соседство такого большого по площади водохранилища открывает хорошие перспективы в использовании ездовых собак, особенно для любителей зимней рыбалки. Правда, признался он, содержать упряжку, насчитывающую более пяти собак, в наше время очень накладно. Но даже две Сибирские хаски - уже упряжка, способная заметно облегчить передвижение человека по заснеженным просторам. Так что, тем, кто еще не обзавелся «Бураном», «Тайгой» или самодельным пневмокатом и проделывает дальние переходы на своих двоих, есть шанс исправить положение и по достоинству оценить этот, в какой-то мере, экзотический вид транспорта.

Н. Кочкин

На снимке: московские школьники, члены спортивного клуба любителей ездовых собак «Северный ветер» Александр Гармонов и Андрей Анжуленко